Записи с темой: ИСТОРИЯ, истОрия, историЯ (3)
В канун праздника - статьи Шеллир о Самайне.
Вторую можно прочитать на сайте журнала "Вещие Сестры" по ссылке.

29.10.2015 в 21:19
Пишет  ogham:

• Уже совсем скоро, в ночь с 31го на 1е придёт Самайн (Samhain, Samhuin, Geimredh, Ночь Духов, Ночь Мёртвых, Ночь Врат) – один из самых важных кельтских праздников порога, обозначающий окончание светлой половины года, лета, и начало тёмной половины года, зимы.
Самайн – время, когда благодатная Летняя Дева покидает наш мир, уходя на всю зиму в камень, в землю, а ее место занимает Тёмная Старуха, Кайлех, плетельщица вьюги и хозяйка холодных зимних ветров. Рогатый Бог же к Самайну становится Диким Охотником, разрушителем и яростным преследователем, открывающим врата, охотником за клятвопреступниками, за их страхом и душами.
В викканской же традиции, где Бог является скорее воплощением растительности, он в этот праздник умирает, уходит в иной мир, чтобы воскреснуть в свой срок.
Самайн – тёмное время, время, когда земля перестает принадлежать человеку, и хозяевами на ней на четверть года становятся духи и волшебный народ. Это время страхов, когда на землю выходят самые разные пугающие существа – призраки и бродячие деревья, фаханы и блуждающие огни, тени и волшебные животные, твари-без-костей и твари безглазые, а с севера или с запада приходит Дикая Охота или Охота Слуа.
Самайн – время масок, личин, которые не позволяют разобрать, кто перед тобой – живой или мёртвый, обычное существо или волшебное, житель нашего мира или гость из иного.
На Самайн все миры пребывают в равновесии и равно открыты друг для друга. В этот день распахивались бру, холмы ши, и волшебный народ выходил в мир людей, а люди, в свою очередь, могли попасть в холмы: по легендам, в это время заключались браки между людьми и ши, живые возвращали долги мёртвым, а мёртвые – живым, люди и волшебный народ торговали друг с другом, герои попадали в холмы или умирали, навсегда уходя на Остров Яблок, на Аваллон. Кроме того, нередко считают, что в это время заканчивается время власти Благого Двора, и начинается время Двора Неблагого.
Во время Самайна духи мёртвых приходят навестить своих живых родственников – для них оставляют открытыми двери и зажигают путеводные огни на окнах и перед домами, готовят специальную еду.
Хеллоуин же – традиция куда более поздняя, уже имеющая отношение к христианскому периоду, само название – это шотландское сокращение от английского All-Hallows-Even (вечер/канун Дня Всех Святых). Хеллоуоин заменил Самайн примерно веку к восьмому, при этом считается, что с самого начала в этом празднике смешалась традиция христианская и гэльская. А широко известен Хеллоуин стал только веку к 19, когда стал широко отмечаться в США и Канаде, а оттуда уже и распространился по другим странам, хотя за пределами тех стран, в которых живут потомки кельтов, этот праздник носит скорее коммерческий, чем культурный или ритуальный характер.

© Shellir







URL записи

@темы: История, Мифология, Колесо года: Самайн

12:38

20.03.2015 в 09:15
Пишет  ogham:

Остара



• Завтра, 21го марта – Остара, праздник Весеннего Равноденствия. Остара - время идеального природного баланса, равновесия, когда день равен ночи. Сама точка равноденствия будет в ночь с пятницы на субботу, в 1.45 по Московскому времени.
В Колесе года это время посвящено Остаре, англо-германской богине рассвета, нового начала, наступающей светлой половины года, жажды жизни; мы знаем о ней из трактата одного из отцов церкви, Беды Достопочтенного «О счете времён», где он пишет, что в ее честь был назван целый месяц – Эостурмонат, который длился с середины марта по середину апреля. Даже современные английское и немецкое названия Пасхи – Easter и Ostern – связаны с именем этой богини.
Остара – богиня весны и скорого лета, рассвета, оживающей природы, прорастающих семян. Там, где появляется Остара, начинает расти трава и распускаются первые цветы, с ее приходом возвращаются и начинают вить гнезда и петь перелетные птицы. Остара – богиня плодородия, но связанная больше с плодородностью земли и ростом растений, чем с плодородием людей. Остара – хранительница ключей от светлой половины года, она носит их на поясе, и отпирает в положенный срок небеса, чтобы солнце согрело и оживило землю, отпирает землю и воду, которые всю зиму были «скованы», «закрыты». Даже там, где в конце марта еще рано говорить об оттаявшей земле и первой травке, после Остары начинается четкий поворот к весне – уже не будет сильных холодов, уже отступает зима, и становится все теплее. Остару часто считают связанной с луной – поэтому и праздник в ее честь нередко смещается в сторону первого полнолуния после точки Равноденствия, но в этом году Равноденствие почти точно совпдает с новолунием, так что смещать праздник на две недели нет смысла.
Остару как правило представляют себе как красивую женщину в белом платье и зеленом , богато расшитом плаще, в роскошных золотых украшениях и ярких туфельках, со связкой ключей на поясе, несущую в руках и корзинку с окрашенными яйцами и волшебными цветами. Она появляется на холме, и потом уже спускается в долины, принося с собой весну и тепло. Ее сопровождают зайцы – постоянные спутники и помощники богини, которые прячут в разных укромных уголках раскрашенные яйца – символы нового начала, возрождения и жизни.
С этой же календарной точкой связано и пробуждение Зелёного Человека – мужского бога растений и их жизненной силы. В зависимости от климатического пояса, он может по-разному проявлять себя после пробуждения – где-то земля уже избавилась от снега и появляются первые травы и листья, а где-то Зелёному Человеку понадобится время, чтобы выйти из-под снежного покрова.
Еду на Остару готовят очень легкую, из мяса – если только зайчатину или крольчатину, но чаще отдают предпочтение рыбе или молочным продуктам. Обязательно печётся на Остару хлеб – либо в форме венка, либо круглый «лунный» хлеб, либо маленькие, крестообразно надрезанные круглые булочки (символы солнца), либо высокая сдоба вроде кулича. В несладкую выпечку обязательно добавляют семена и рубленую ароматную свежую зелень – розмарин, шалфей, тимьян, укроп и петрушку.
Ну и еще один обязательный атрибут праздника – окрашенные в солнечные, тёплые цвета птичьи яйца.

© Shellir













URL записи

@темы: История, Мифология, Лик Богини, Колесо года: Остара

14:16

Я иду на запах огня, свет воды и тепло земли
• Морриган (Mórrígan) - богиня войны и получаемой в результате войны власти в ирландской мифологии. Впрочем, как и в случае многих других персонажей островных легенд, нигде прямым текстом не говорится, что она богиня. С происхождением имени Морриган есть некоторые разночтения. Со второй частью имени всё ясно: Rīganī, rígan означает "королева", а вот первая часть имени, Mór долгое время выводилась от староирландского "великая". Сейчас же все чаще звучат предположения, что первая часть имени восходит к праиндоевропейскому корню mar/mer, связанным с пространством смерти, умиранием и душами усопших, а также с морем, как одними из врат в Иной Мир. Так что имя Морриган может переводиться и как Великая Королева, и как Королева Мёртвых.
Кстати, интересно, что имя Морриган может употребляться и как личное, и как обозначение целой группы потусторонних существ, "морриган" (так же обстоят дела с именем Бадб) - в одном из средневековых глоссариев, например, к слову "ламия" сделана сноска, что это "чудовище в женской форме, т.е. морриган", а в Глоссарии Кормака словом morrígna (множественное от Морриган) обозначают призраков.
Морриган - одна из Туата де Даннан, племени богини Дану. В "Книге захватов Ирландии" она упоминается как внучка Нуады и как дочь Эрнмас, которая была матерью трем госпожам земли (Фотла, Банба, Эриу) и трем госпожам смерти и войны (Бадб, Маха и Морриган). Кстати, именно из-за этого Морриган сейчас нередко считают трехликой богиней, хотя эта трехликость нестабильна, имена в триаде называются разные, да и сама Морриган довольно часто появляется и действует одна, особенно в более старых текстах.
читать дальше










@темы: История, Мифология, Лик Богини, Жизнь-Смерть-Жизнь